Новая премия «Заветная мечта» всполошит всех графоманов, успокоит родителей, утешит детей и заставит русскую детскую литературу бурно расцвести.
...Богатство невероятное. Во-первых, премию могут дать всем. Можно выдвинуть опубликованную книжку, или публикацию в журнале, или прислать рукопись в двух экземплярах – главное, чтобы это был роман или сборник рассказов или повестей, и тогда можно соревноваться за «Большую» премию. Текст должен быть написан на русском языке, или в крайнем случае автор может написать его на каком-нибудь другом, а потом сам перевести на русский. Нет никаких ограничений для автора, будут приниматься и детские книжки, написанные детьми или подростками – но, правда, и скидок им никаких не сделают, будут соревноваться на общих основаниях. Размер произведения не ограничен.
В детском книгоиздании вот уже который год – затишье перед бурей. Детских книг нет. То есть это неправда, конечно: детских книг полно, но все они то ли французские, то ли английские и американские, «Гарри Поттер» и «Артемиус Фаул», всего этого много, переведено оно с переменным успехом, короче говоря, есть что почитать – но только из иностранных источников. И это, разумеется, неправда. Русских детских книжек тоже очень много. Как и во всей прочей нашей литературе, наименований море, тиражи гомеопатические и главная проблема – нет иерархии. Кто умница, а кто идиот и маньяк, кто гений, а кто графоман, кого можно купить, а кем – печку топить.
И нет лидера рынка – человека уровня Ролинг или Крапивина, каждого романа которого ждешь с нетерпением и содроганием сердца.
Но это явное томление перед взрывом: книжки-то нужны, деньги у читающей публики и у публики, которая мечтает приучить к чтению детей, есть. Лидия Шаркова, директор Российской государственной детской библиотеки, методического центра для всех детских библиотек страны, точно знает: дети читают, хотя читать им и нечего.
И в этой ситуации грех не оседлать волну. Именно это, судя по всему, делает группа компаний МИАН, организовывая Национальную детскую литературную премию «Заветная мечта».
Ежегодная национальная детская литературная премия «Заветная мечта»
Большая премия вручается за роман или сборник повестей и/или рассказов:
1-е место – 450 тыс. рублей
2-е место – 300 тыс. рублей
3-е место – 150 тыс. рублей.
Малая премия вручается за повесть или рассказ. Может быть до шести лауреатов, каждый получает по 50 тыс. рублей.
Председатель жюри Эдуард Успенский.
Состав жюри будет объявлен до 1 октября.
Прием работ начнется с 1 октября и закончится 28 февраля.
Прислать работу может любой.
Список финалистов будет объявлен до 30 марта.
Объявление лауреатов пройдет до 30 июня.
Богатство невероятное. Во-первых, премию могут дать всем. Можно выдвинуть опубликованную книжку, или публикацию в журнале, или прислать рукопись в двух экземплярах – главное, чтобы это был роман или сборник рассказов или повестей, и тогда можно соревноваться за «Большую» премию. Текст должен быть написан на русском языке, или в крайнем случае автор может написать его на каком-нибудь другом, а потом сам перевести на русский. Нет никаких ограничений для автора, будут приниматься и детские книжки, написанные детьми или подростками – но, правда, и скидок им никаких не сделают, будут соревноваться на общих основаниях. Размер произведения не ограничен.
Во-вторых, размер имеет значение: первый приз – 450 тыс. рублей, второй – 300 тыс., третий – 150 тыс. Кроме того, есть еще «Малая премия», которая вручается за рассказ или повесть. Жюри может выдать шесть «маленьких», по 50 тыс. рублей каждая. Кроме того, есть еще специальные номинации, которые оргкомитет пока еще не придумал: может быть, наградят за юмор, или за фэнтези, или за детективную интригу, но там есть одна премия в 100 тыс. рублей и еще одна в 50 тыс.
Призовой фонд по нынешним временам гигантский, одна только главная премия больше «Букера».
Но дело ведь не только в деньгах. Это премия от крупной коммерческой компании, и она организована как серьезное предприятие: солидная пиар-поддержка, раскрутка бренда, системный подход. Если литературный совет премии, осуществляющий предварительный отбор, действительно завалят бумажным водопадом, к читке привлекут больше сотрудников.
Специальных договоренностей с издательствами у организаторов премии нет, но можно не сомневаться: жизнь писателя после получения престижной премии сразу становится гораздо лучше. Издатель ведь человек простой, ему нужно прежде всего, чтобы ему кто-нибудь сердцем и головой поручился: «Книжка отличная, можно издавать». Одна из главных задач премии – отрадно, что ее организаторы это четко понимают – создать такой маячок, чтобы и у издателей, и у читателей не возникало сомнений.
Слабым местом премии может стать ее жюри. Поименно его пока назвать невозможно, известен его председатель – Эдуард Успенский, лучший из ныне живущих детских писателей России, а еще в нем будет шесть человек, каждой твари по паре: пара монстров-зубров, писателей преклонного возраста, пара современных писателей в возрасте 35–40 лет и пара старшеклассников – лауреатов региональных конкурсов и олимпиад. Жюри будет читать книжки, отобранные техническим Литературным советом, который возглавляет писатель Михаил Бутов. Одна из важных задач премии, как он заявил, остаться в стороне от литературной политики и дрязг, но когда в жюри пять писателей – это, по крайней мере, очень трудно. Зато уж что выберут двое заучившихся до полусмерти ботаников-олимпиадников, точно нельзя предсказать.
В нашей небогатой стране очень много литературных премий, и от пропажи большей части из них читательская аудитория точно бы не пострадала, разве что писатели бы потеряли важный источник дохода. Хочется надеяться, что новая ежегодная Национальная детская литературная премия «Заветная мечта» (TM) будет выгодно смотреться на их фоне и не растворится после первого опыта.
30 АВГУСТА 17:18